Сегодня у нас: 116491 вакансия, 86259 резюме

05.04.2008 10:46:15

Дружба после службы

Журнал ШТАТ

Бывшие сотрудники еще могут пригодиться компании. Чтобы не потерять связь с уволившимися работниками и сохранить хорошие отношения, дальновидные организации создают сообщества «выпускников».

Ингвар КАМПРАД, основатель и владелец шведской корпорации IKEA, никогда не отказывает менеджерам, которые покинули компанию, но потом решили вернуться. «Работа в  другой фирме только способствует накоплению — профессионального опыта, а значит, может принести пользу самой IKEA», констатирует КАМПРАД. С  недавних пор в арсенале российских менеджеров появился менее радикальный, чем переманивание уволившихся, способ извлечь пользу из прежних сотрудников — создание клубов «выпускников». Все больше организаций на деле доказывают, что дружить с бывшими сотрудниками, продуманно выстраивая отношения с ними и даже объединяя их в клубы «выпускников»  — alumni clubs — очень выгодно и удобно. А старые кадры, покинувшие компанию, — отнюдь не отработанный ресурс.

Объединяя бывших сотрудников, компания извлекает ощутимую выгоду. Во­первых, с помощью таких сообществ можно увеличить число союзников среди клиентов или партнеров. Скажем, уволившийся менеджер по продажам, работая в другой компании, может сделать вашей компании скидки, а руководитель PR­-службы — прекрасно отзываться о прежней компании и чаще ссылаться на нее, — ценный положительно отзываясь о ней. Во­вторых, если ушедший сотрудник специалист, то дружеские отношения с прежней компанией — дополнительная «ниточка»  и шанс на возвращение. Вдруг окажется, что знания, приобретенные на новой работе, снова пригодятся alma mater?

Неудивительно, что вслед за западными менеджерами многие руководители в России начинают задумываться о необходимости сплотить бывших сотрудников в единое сообщество. Правда, пока российские компании делают это не систематически и более непринужденно, чем западные коллеги, предпочитая шумные дружеские вечеринки просматриванию пыльных архивов личных дел бывших сотрудников.

Неотработанный ресурс

Сотрудник,  уволившийся в поисках лучшей доли, во многих компаниях еще воспринимается как предатель. Однако появляется все больше организаций, которые стремятся извлечь выгоду даже из увольнения ключевого специалиста.

В России примеров корпоративных сообществ alumni пока очень мало. — говорит «Во всяком случае, консалтинговые компании этого чаще всего не делают, PR­-директор компании «ЭКОПСИ Консалтинг»  Анна САВЕЛЬЕВА— . Консалтинговый рынок достаточно узок, и нам нет необходимости создавать специальный ресурс, чтобы наладить и поддерживать связи с бывшими сотрудниками». Некоторое время назад в «ЭКОПСИ Консалтинг»  задумались об обновлении корпоративного сайта. Возник вопрос о том, стоит ли создавать страничку alumni. В компании решили, что организовывать виртуальное сообщество «выпускников»  пока не имеет смысла. Все бывшие сотрудники и так на виду, и, чтобы поддерживать связь, большинству из них достаточно просто созвониться.

Хотя клубов «выпускников»  пока немного, нам удалось отыскать несколько дальновидных компаний. Практика объединения бывших сотрудников в сообщества особенно широко распространена в международном консалтинговом бизнесе. На сайтах некоторых компаний созданы специальные разделы для тех, кто покидает организацию. Увольняясь, человек получает приглашение вступить сотрудников. Один из ярких примеров — сообщество «выпускников»  бывших в клуб McKinsey. Сегодня компания имеет репутацию одной из самых закрытых, самых дорогих и самых привлекательных для соискателей организаций. Несколько отборочных туров «на входе», напряженная и интересная работа, действительно — расти или уходи. Но даже если высокая зарплата и довольно быстрое продвижение сотрудник исчерпал возможности роста и принял решение уйти, он уже навсегда останется «маккинзианцем». Покидая компанию, каждый, кто захочет, имеет возможность вступить в виртуальное сообщество alumni.

На сайте аудиторской компании KPMG Russia тоже есть специальный раздел для бывших сотрудников. Страничка, посвященная «выпускникам», поможет узнать о последних назначениях, дате ближайшей планируемой встречи бывших коллег, найти друзей по работе или оставить, а затем, при необходимости, обновить персональную информацию.

«РосБизнесКонсалтинг»  также старается упрочить дружеские отношения с бывшими сотрудниками. В компании устраивают корпоративные праздники, куда время от времени приглашают бывших сотрудников. Конечно, не всем «бывшим»  компания рада в равной степени. Однако вопрос о появлении на корпоративных мероприятиях нежелательных персон решается просто. Право раздавать приглашения на такие вечеринки получают нынешние сотрудники компании. Они передают приглашения только тем, кого были бы рады видеть сами.

Отложенная выгода

— рассуждал недавно бывший «Не знаю, что меня может вернуть, — топ­менеджер одного крупного банка, несколько лет назад сменивший работу. Наверное, такое повышение статуса и зарплаты, которое моим бывшим работодателям только в кошмарных снах снилось». Но спустя некоторое время прежней компании понадобился административный управляющий крупным филиалом, и бывший сотрудник как нельзя лучше подходил на эту роль. «Свой»  человек, не запятнавший себя работой в других банках и знакомый с особенностями бизнеса, прекрасно подошел на эту роль. Получив заманчивое предложение, топ­менеджер с удовольствием вернулся в родные пенаты.

Тесные связи с бывшими сотрудниками могут принести компании ощутимую пользу. И не только в виде корпоративных скидок и лучших контрактов. Один из самых оптимистических сценариев для компании, которая инвестирует в сообщество бывших сотрудников — возвращение ценных специалистов. Получив опыт в новой компании, «выпускники», поддерживающие связь с прежним работодателем, — почти без проблем легко могут вернуться назад. Если повезет сотруднику — с внушительным багажом знаний, накопленных с адаптацией, если повезет компании на стороне.

Но, несмотря на все плюсы, у идеи встреч с «выпускниками»  за счет прежнего работодателя есть и противники.  Елена ВИНОГРАДОВА, директор по персоналу издательского дома Independent Media, считает, что у компаний есть несколько веских причин не устраивать такие встречи. По ее мнению, основной — угроза переманивания лучших кадров аргумент тех, кто не в восторге от идеи, бывшими «выпускниками». «Противники таких клубов, возможно, скажут, что у этой — Общаясь — рассуждает Елена ВИНОГРАДОВА. красивой идеи есть обратная сторона, свободно на корпоративных мероприятиях,  действующие работники, глядя на успешных «бывших», могут подумать: «Вот ведь, не побоялся он уйти из компании в новый преуспевающий бизнес и неплохо там себя чувствует. Чего же я боюсь менять работу?»

Но у компаний есть еще несколько оснований для опасений. Бывшие сотрудники, не слишком лояльные к своему экс­-работодателю, в самый неподходящий момент могут схантить «звезду», поскольку благодаря клубу будут в курсе всех перемещений и карьерных изменений ключевых сотрудников. Наконец, многих сотрудников держит в компании хороший дружный коллектив, здоровая атмосфера, теплые стены уютного офиса. «Если такие люди будут знать, что, уйдя из компании, они частично в ней останутся в качестве членов alumni club, возможное расставание с работодателем не будет им представляться таким уж горьким — заключает Елена ВИНОГРАДОВА. и тяжелым»,

Особый рецепт

Нельзя говорить о том, что идея с корпоративным alumni­-сообществом пользуется у отечественных компаний особой популярностью. Но организаций, которые совсем не контактируют с выпускниками и где уволившиеся работники являются персонами нон­грата — единицы. Нет ничего страшнее, чем обиженные на компанию сотрудники, объединившиеся в сообщество товарищей по несчастью. Пусть даже виртуальное. Гораздо эффективнее, если компания сохранит теплые отношения с «выпускниками»  и возьмет их объединение на себя. Ведь худой мир лучше доброй ссоры.

У России — собственный рецепт корпоративного благополучия, и пока alumni clubs, требующие регулярных инвестиций и систематических трудозатрат на поддержание инфраструктуры, приживаются у нас плохо. Официальным заседаниям в душных кабинетах российские менеджеры предпочитают неформальные дружеские вечеринки и личные встречи с бывшими сотрудниками. «Мы никогда не делаем официальных приглашений на наши мероприятия. Дружеские личные отношения эффективнее, чем регулярные заседания в клубах. Мы высылаем информацию о дне и месте мероприятия по электронной почте или звоним по телефону, не отказывая — говорит себе в удовольствии пообщаться лично», Марина РЯБОКОНЬ, директор по персоналу PIOGLOBAL  AM. Она отмечает, что личные контакты гораздо эффективнее формальных коммуникаций с экс­-коллегами: «Мы поддерживаем очень теплые отношения с бывшими сотрудниками. Правда, такие отношения переходят — становятся скорее дружескими, чем деловыми. Как коллеги в другую плоскость по финансовому цеху мы встречаемся на конференциях, на открытых тренингах. Как друзья — ходим друг к другу в гости и дружим семьями». В результате даже те, кто ушел из компании очень давно, приходят на корпоративные мероприятия, организуемые PIOGLOBAL. Многие из «выпускников»  работают в крупных финансовых — уже достигли больших результатов и занимают очень высокие компаниях, многие посты, но все они помнят и с удовольствием делятся с бывшими коллегами воспоминаниями о «пионерском»  этапе своей карьеры. «Пионерский»  — значит, — таково прежнее название компании. связанный с компанией «Пионер Первый»

«ВымпелКом»  тоже делает упор на личные контакты, стремясь наладить хорошие отношения с сотрудниками задолго до того, как они приняли решение уйти из компании. По словам Ольги ДАЙНОВСКОЙ, директора по организационному развитию «ВымпелКом», наладить системную работу с «выпускниками»  до сих пор не пытались именно поэтому. «Мы совсем не работаем с бывшими сотрудниками. Зато со многими мы поддерживаем неформальные связи, — «ВымпелКом»  не оставляет равнодушным. Созваниваясь или каждый в своей функции устраивая личные встречи, мы можем обмениваться знаниями и опытом, а также получать правдивую информацию о том, как работаем. Ведь большинство наших бывших — говорит Ольга сотрудников являются нашими активными и лояльными) клиентами, — Внутреннее исследование, которое мы провели, показывает, что ДАЙНОВСКАЯ.  у людей, которые работают в «ВымпелКом», очень высокая степень приверженности — 94%. Эта приверженность сохраняется и после ухода компании и гордости за нее из компании». В результате даже те сотрудники, которые вынуждены были уйти, например, из­за конфликта с руководителем или в связи с изменением организационной структуры, до сих пор хорошо относятся к компании.

5 причин, почему нужно работать с бывшими сотрудниками

Объединяя бывших сотрудников в клубы выпускников — alumni club, компания извлекает ощутимые выгоды.

1. Укрепление корпоративной культуры. Традиции и ритуалы, подобные ежегодным встречам бывших сотрудников, делают корпоративную культуру компании более сильной. Приглашая бывших сотрудников, компания как бы демонстрирует: мы благодарны всем, кто работал у нас, и хотим, чтобы они увидели, чего мы достигли за год.

2. Обратная связь. Поддержание тесных связей с бывшими сотрудниками — самый простой и относительно недорогой способ получать достоверную информацию о том, как оценивают деятельность компании игроки рынка.

3. Привлечение лояльных клиентов. С помощью alumni club можно увеличить число союзников среди клиентов или партнеров. Приятное дополнение  —  бонусы в виде корпоративных скидок, предоставленных благодарными «выпускниками».

4. Шанс на возвращение. Если ушедший сотрудник  —  ценный специалист, дружеские отношения с прежней компанией — дополнительный шанс на его возвращение. Не исключено, что знания, приобретенные на новой работе, еще пригодятся «alma mater».

5. Хороший тон. Работа с выпускниками улучшает имидж работодателя, свидетельствуя о стабильности и дальновидности руководства.

Однако тем, кто устраивает встречи для бывших сотрудников, не помешает быть начеку. Вот несколько причин, почему этого делать не нужно.

1. Риск потерять лучших. Устраивая встречи действующих сотрудников с бывшими, компания рискует потерять ценных работников. Не исключено, что не слишком лояльные «выпускники» захотят переманить ценные кадры из числа действующих специалистов компании.

2. Текучесть кадров. Данных, прямо указывающих на то, что компании, которые поддерживают отношения с «выпускниками», стабильно теряют лучших работников, конечно, нет. Но всегда есть небольшая часть сотрудников, которых держит в компании хороший дружный коллектив, здоровая атмосфера, теплые стены уютного офиса. Если такие люди будут знать, что, уйдя из компании, они частично в ней останутся в качестве членов alumni club, это подсластит пилюлю, и расставание с работодателем не покажется им таким уж горьким.

3. Утечка конфиденциальной информации. Общаясь между собой на неформальных встречах выпускников, бывшие и действующие сотрудники обмениваются информацией. Часть этих бесед может неизбежно привести к невольной утечке инсайдерской информации.

Александра Захарова


Вверх